В 2001г мне удалось взять интервью у мастера Дэн Цзе. Мастер умер в 2007г в возрасте 91г, но я считаю, что это интервью актуально и по сей день.

  Родился в 1916 году. 

 С малых лет учился у своего отца стилям Черный тигр, Летающий тигр, Красный кулак, Кулак двух молодцов, Упругая    нога, Тай цзу, Кулак лежащий на земле, а также владению различными видами холодного оружия. 

В 1932 году был принят в ученики к великому Мастеру Ушу, продолжателю Чэнь Тайцзи в 17 поколении Чэнь Факе, у которого изучал традиционные первую и вторую формы и формы с мечом Дао, мечом Цзянь и с шестом.

В 1935 году поступил в государственную школу Ушу провинции Хэбей, в которой под руководством Мастера Сюй Цзяфу и Мастера Гао Сяньюня изучал стили Ба цзи, Ба гуа, Ло Хань, а также воинское применение и различные виды холодного оружия. 

В 1938 году в городе Пекине преподавал Ушу в школе боевых искусств.   

С 1949 года до конца 70-х годов Мастер Дэн Цзе проживал на севере Китая на границе с Россией, после чего вернулся в Пекин.  

В 1980 году начал распространять Чэнь Тайцзи в Пекине 

Мастер был в Москве и по словам очевидцев ему нравились русские люди и Россия.

 

Сегодня мы в гостях у известного мастера стиля Чэнь тайцзицюань Дэн Цзе. Нам удалось взять у него интервью и задать несколько вопросов.

Нам известно, что Вы являетесь одним из старейших учеников Чэнь Факэ. Сколько лет Вы учились у него этому стилю?

-  Я начал заниматься у Чэнь Факэ , когда мне исполнилось 16 лет и продолжал брать уроки до самой смерти мастера. (С 1932 по 1957 год)

Среди учеников Чэнь Факэ есть Сяо Чэнлин, Чэнь Чжаокуй, Чэнь Чжаопэй, Фэн Чжицян, Гу Люсинь, но все они выполняли формы не похоже друг на друга. В то же время исполнение форм в других стилях тайцзи-цюань осталось без изменений. Чем это можно объяснить?

-Все перечисленные ученики занимались у Чэнь Факэ в разное время. Каждый из них впоследствии внес что-то свое и изменил традиционную форму. Надеюсь, что мне удалось сохранить наиболее приближенный к древнему вариант.

Среди некоторых наших исследователей есть мнение, что истоки стиля Чэнь тайцзицюань произошли не от Чэнь Вантина. И если Чэнь Вантин и создал какой-либо стиль, то это был не тайцзицюань, а какой-то другой стиль.  В связи с этим подвергается сомнению, будто бы стильЧэнь является самым старым стилем тайцзи-цюань. В самих названиях к позициям стиля Чэнь много буддиских терминов, имеющие шаолиньские корни, и мало даосских. Каково Ваше мнение по этому поводу?

-  Чэнь тайцзицюань создан Чэнь Вантином на основе других стилей. В основе теории стиля Чэнь лежит даосская философия. Однако некоторые идеи буддизма, вероятно, также оказали влияние на мировоззрение мастера.

Нам известно, что в Китае различные специалисты также проводили исследования о происхождении стиля Чэнь, среди них У Тунань. Правда, к какому выводу эти исследования привели нам так и не ясно. Некоторые люди вообще считают, что стиль Чэнь формировался в 30-50 годах ХХ века и несомненная заслуга в этом Чэнь Факэ, который взял часть теории у Чэнь Вантина и основы тайцзи-цюань Чэнь Синя и связал с теорией и практикой мифического Чжан Саньфэна, Ван Цзунъюэ, Ян Лучаня. Можно ли эту версию считать истинной?

-  С моей точки зрения эта версия не соответствует истине.

Теперь мы хотели поговорить об усилиях  в тайцзицюань. Наиболее известные из них 8 сил. Однако нас интересует “таинственная” сила линкунзинь. Сила дистанционного воздействия. В 20-30 годы ее открыто демонстрировали Ян Шаохоу, Дун Инцзе, Юэ Хуаньчжи, Ю Пэнси. В наше время ее демонстрирует Шимин, который также занимается в парке Тянь Тань. Как Вы считаете, возможно ли изучая стиль Чэнь научится этой силе или же это врожденная особенность отдельных людей? Действительно ли эта сила может противостоять обычному физическому воздействию или демонстрируется только на близких учениках?

-Считаю, что нанести повреждение противнику без контакта невозможно.

Вам уже более 80 лет и Вы себя чувствуете здоровым и бодрым. Сколько раз в неделю сейчас Вы занимаетесь УШУ?

-Каждый день. (Учителю 85 лет)

Сколько времени следует заниматься молодым людям и людям среднего возраста?

-Молодым людям, как и людям среднего возраста, я бы рекомендовал выполнять полную форму по 10 раз в день.

Соблюдаете ли Вы какую-либо диету?

- Нет, никакой специальной диеты я не соблюдаю, но есть определенные правила. К примеру, при потреблении алкогольных напитков необходимо соблюдать меру и обязательно хорошо закусывать.

Можно ли заниматься этим направлением людям с различными заболеваниями и кому запрещено заниматься таким стилем?

-Практически ограничений по здоровью нет. При правильных занятиях можно излечиться от многих болезней. С другой стороны, неверными действиями можно запросто себя искалечить.

Большое спасибо за ответы. Мы желаем Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и много хороших и верных учеников.

P.S. Дополнительная информация о жизни и взглядах на тайцзицюань мастера Дэн Цзе. Было опубликовано в журнале "Гунфу" №3 2002г.

В 1932 г. в жизни мастера произошло знаменательное событие — под руководством Чэнь Факэ Дэн Цзе начал изучать тайцзицюань. Встреча с этим выдающимся человеком изменила всю его жизнь. До самой смерти учителя в 1957 г., несмотря на все жизненные трудности, он поддерживал связь с ним и по мере возможности помогал его семье. По словам Дэн Цзе, Чэнь Факэ с учениками, как правило, занимался индивидуально. Дэн Цзе, как и большинство учеников, не видел, как тренируется сам Чэнь Факэ, он только знал, что это происходило практически в течение всего дня. Ученики приходили к нему домой не регулярно в установленные дни, а тогда, когда отрабатывали предыдущий материал. Чэнь Факэ проверял его усвоение, показывал новые движения, объяснял трактовки и т.п. Он обычно был весьма лаконичен, как и полагается настоящему воину, мало говорил, много показывал. Поскольку между семьей Дэна и Чэня были близкие отношения, Дэн Цзе часто оставался у него после тренировок. В 1935 г. он поступил в Институт гошу провинции Хэбэй, где к 1938 г. получил специальное военное образование. В институте изучались традиции боевого искусства самых разных школ. Там под руководством опытных наставников Сюй Цзяфу и Гяо Сяньюня Дэн Цзе изучал бацзицюань (кулак Восьми пределов), пигуа (прямые и округлые удары, наносимые сверху вниз), лоханьцюань (кулак Архата) и др. Там же совершенствовались его навыки владения холодным оружием и подручными предметами. В зрелые годы мастеру пришлось пережить вместе со всем китайским народом все те сложности, которые преподнесла ему новейшая история — и японскую оккупацию, и приход к власти коммунистов. В сложный период реформ Мао 50—60 гг., в годы культурной революции 66—76 гг. Дэн Цзе досталась нелегкая судьба. Служа в армии и в органах правопорядка, он более 18 лет провел на северо-востоке Китая в провинции Хэйлунцзян, при этом в коммунистическую партию не вступал. Всю свою жизнь, какие бы направления китайского ушу ни изучал Дэн Цзе, основным для него всегда было и остается занятие тайцзицюань. Именно эти занятия позволили ему пройти свой нелегкий путь. Более десяти раз он был на краю жизни и смерти, принимая единственно правильное решение, спасаясь ли от меча японского оккупанта или от гнева разгневанной толпы. Всегда и везде выжить ему помогали занятия боевыми искусствами. Лишь в начале 80-х гг. его жизнь начала становиться спокойной. С 1980 г. он начал в Пекине преподавать Чэнь тайцзицюань. Тайцзицюань, один из немногих стилей ушу, который оказался востребованным в обществе и приобрел сотни тысяч поклонников. Но носителем традиции являются единицы. Дэн Цзе — один из них. Общаясь с Чэнь Факэ, который был другом и деловым компаньоном его отца, Дэн Цзе с детства видел, как и в каком направлении развивалось мастерство его учителя, для которого самым важным было увеличение возможностей боевого применения в каждой позиции комплекса. Будучи профессиональным военным, которому довелось на практике применить преимущества чэньского направления тайцзицюань как боевого стиля, он продолжал совершенствовать прикладную сторону. Это очень важно, потому что из-за широкой популяризации тайцзи применимость этого искусства в бою утрачивается, многие воспринимают тайцзи только как оздоровительную гимнастику, что ошибочно. Дэн Цзе часто повторял слова своего учителя, «в кулаке есть кулак, а в искусстве есть искусство» (цюаньчжун ю цюань, шучжун ю шу), которые он объяснял как напоминание о том, что нужно постоянно сохранять баланс между боевым и оздоровительным применением техники. Каждое следующее поколение, руководствуясь мышлением тайцзицюань, должно вносить нечто новое, углубляя и развивая стиль. Так поступал и Дэн Цзе. Идеология стиля основана на учении традиционной китайской философии о двух началах — Инь и Ян, отраженных на схеме Великого предела. Сама суть тайцзицюань заключается в возможности постоянных изменений. Опираясь на эту теорию, мастер исходил из базового требования тайцзицюань о «целостности» внутреннего и внешнего аспектов. Первое подразумевает целостность сознания и движения, второе — целостность движения тела, оно формулируется так: «Что-то одно пришло в движение — нет ничего, чтобы не двигалось» (и дун, у бу дун). Он руководствовался также учением китайской медицины о каналах и законах обращения Ци в организме человека, использовал «Книгу перемен». Дэн Цзе, рассказывая о своем возрасте, говорил, что прожить столько лет он смог только благодаря занятиям тайцзицюань и что величайшее счастье человека, сохраняя здоровье, в преклонном ворасте быть окруженным любящими детьми, внуками и правнуками.